Главная Новости

Факультеты останутся без преподавателей и ассистентов

Опубликовано: 28.10.2023

Факультеты останутся без преподавателей и ассистентов

Если этот разрыв в зарплатах между специалистами по информационным технологиям (ИТ) и их коллегами, настроенными на академическую карьеру, сохранится, то факультеты естественно-математической группы, а возможно, и некоторые другие, через десять лет останутся без молодого профессора, а еще раньше - без молодого профессора. помощники. Именно это утверждает проф. в нашей статье. Доктор Зоран Ракич, декан математического факультета в Белграде, отмечает, что он в первую очередь имеет в виду учреждение, которым он управляет, факультет электротехники и, в меньшей степени, факультет организационных наук, учреждения, которые обладают большинство «айтианцев». А потом и на другие факультеты, которые готовят специалистов для IT-сферы, такие как, например, машиностроительный факультет и физический факультет. В прошлом году на математическом факультете столкнулись с этой проблемой, когда речь зашла о привлечении ассистентов, что зажгло красный свет о том, что академическому сообществу грозят более серьезные проблемы, если государство не отреагирует и не сохранит этот преподавательский состав..

Дин Ракич сообщает, что в прошлом году 6,5 кандидатов подали заявки на десять должностей помощников преподавателя и не выполнили квоту, а в этом году она едва была покрыта. Он отмечает, что никто не должен жаловаться на то, что наняли «половину» профессионального сотрудника. И это значит, что раньше молодые люди боролись за работу в университете, а сейчас многие согласны проводить половину своего рабочего времени в амфитеатрах, строя академическую карьеру, а другую половину своей занятости приходится на IT-компании, где не менее чем в три с половиной раза выше средней заработной платы.

- Ассистенты преподавателей могут избираться на это звание два раза в год, после чего факультет принимает решение о начале процедуры и избрании их ассистентами в зависимости от их результатов и потребностей профессорско-преподавательского состава. Если эта тенденция сохранится и государство срочно не осознает указанную проблему, через несколько лет у нас не будет необходимого количества помощников преподавателей. Государство на протяжении десятилетий выделяло недостаточно средств на образование, и это сильно ощущается в секторах начальной и средней школы, уровень которых значительно снизился по сравнению с периодом до распада СФРЮ. Решение этой проблемы заключается в увеличении ассигнований на образование, а значит, и в значительном повышении заработной платы на всех уровнях образования, а также в совершенствовании законодательства в этой области. Полтора месяца назад я увидел в СМИ, что средняя зарплата программиста в Сербии составляет около 250 000 динаров, что в два раза превышает среднюю зарплату штатного профессора Белградского университета, составляющую около 120 000 динаров.. Хочу отметить, что на некоторых факультетах зарплаты выше, потому что там много студентов и разные проекты. Я считаю, что это ненормально, потому что для достижения академического профессорского звания нужно вложить гораздо больше сил и пота, чем для того, чтобы стать среднестатистическим «айтианцем». Тогда почему молодые и талантливые выпускники из этой и других отраслей должны оставаться на факультетах, - спрашивает Ракич.

Он добавляет, что проблема заключается еще и в слишком малых различиях в зарплатах обладателей разных ученых званий, ведь средняя зарплата доцента, которую дает государство, составляет около 110 000 динаров, доцентов - около 100 000, ассистентов - около 110 000 динаров. в среднем 72 000, а вышеупомянутых помощников преподавателей около 70 000. Практика в европейских странах, к которой, по его словам, мы якобы стремимся, заключается в том, что эти различия в зарплатах между должностями значительно больше. Он подчеркивает, что на математическом факультете благодаря большему числу студентов им платят примерно на 17 процентов больше, а штатные преподаватели получают 145 тысяч.

- Несмотря на это, все меньше и меньше аспирантов хотят оставаться на занятиях по нашим самым популярным IT-специальностям. А по профилям учителей мы едва набираем десяток академиков в год, с тенденцией к дальнейшему снижению, потому что профессия учителя в начальной и средней школе настолько обесценена, что никто уже не хочет ее изучать, о чем я уже говорил в вашей статье. В декабре на вручении докторской степени в ректорате УБ я беседовал с молодым доктором наук, ассистентом строительного факультета. Он сказал мне, что его зарплата составляет около 60 000 динаров, и он задается вопросом, что делать. Помимо нехватки профессоров в школах, с которой мы сталкиваемся, эта проблема возникает и в высших учебных заведениях. Такое положение дел является неустойчивым в течение длительного времени, поскольку оно приведет к очень плохим последствиям в системе высшего образования Сербии, как это уже имеет место в начальных и средних школах, - указывает Ракич.

Он добавляет, что талантливых студентов особенно привлекают американские компании-разработчики программного обеспечения, которые в последние годы открывают в нашей стране свои аутсорсинговые офисы. Они строят здание, собирают команду сербских программистов, увольняют тех, кто в США и других странах Запада, потому что здесь за тот же продукт платят в несколько раз меньше, чем у себя, а для наших людей зарплата, которую они предлагают, намного выше, чем средний показатель по Сербии.

- Недавно коллеги из Университета Черногории приехали на научный сбор, Двенадцатый симпозиум «Математика и приложения», организованный нашим факультетом, и похвастались, что их страна признала проблему и увеличила им зарплаты на 70 процентов в этом году. Так, штатные преподаватели факультетов в Черногории теперь зарабатывают около 2400 евро, им также повысили зарплаты врачам, так что теперь врачи общей практики при них получают чуть больше 2000 евро. То же самое должно быть и в Сербии, если мы хотим сохранить уровень высшего образования на нынешнем уровне. В противном случае мы останемся без качественных профессоров, которых будут обучать другим, более высокооплачиваемым профессиям, таким как IT, что, безусловно, приведет к снижению качества преподавания в вузах страны. Кроме того, все штатные профессора в Черногории имеют одинаковую зарплату, что более справедливо, в то время как в нашей стране закон позволяет факультетам с большим количеством студентов и проектов повышать зарплату за счет собственных доходов, что, в меньшей степени, тоже имеет место. на нашем математическом факультете, - отмечает Зоран Ракич.

Мы импортируем разработчиков вместо того, чтобы расширять число студентов ETF

До недавнего времени декан ЕФО, проф. Доктор Мило Томашевич с кафедры компьютерных технологий и информатики также отмечает, что для них проблема сохранить качественных преподавателей, а затем и ассистентов в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), потому что они чрезвычайно востребованы. и хорошо оплачивается на рынке. Он говорит, что они теряют их двумя способами. Первое – это то, что для них открыты все влиятельные вузы за рубежом, они легко получают там стипендии и затем уезжают, а второе – это отток качественных студентов в ИКТ-индустрию, дающую отличные зарплаты, изначально в два раза выше, чем в университет.

- И их позиции в отрасли растут гораздо быстрее. В Сербии академический статус улучшается медленно. И это хорошо описывает юмористическое высказывание известного писателя и афориста Душко Радовича о том, что вложение в голову долгосрочно и неопределенно, а вложение в желудок дает результат очень быстро. Мало того, что студенты последнего десятилетия не хотят делать карьеру в ЕФО, но даже те, кто устраивается на работу юристами и помощниками, очень быстро покидают нас и переходят в промышленность. И в последнее время это становится все более выраженным. Я предлагаю, чтобы государство стимулировало материальное положение высшего образования, особенно по более приоритетным направлениям, - указывает наш собеседник.

- Даже если применить сразу, эффект будет виден чуть позже, поэтому надо срочно что-то делать. Похвально, что они инвестируют в инфраструктуру ETF. Но мы должны системно инвестировать, чтобы мы больше не завозили программистов, а увеличивали количество студентов в университете. И именно поэтому нам нужно больше педагогических кадров, которых у нас нет и которые уезжают из страны. Нагрузка наших ассистентов выше средней, они перегружены обязанностями, их мало, они не могут посвятить себя продолжению учебы и стажировки. В ИТ-компаниях они получают это через проекты, - подчеркивает профессор Томашевич.

rss