Главная Новости

Мы учим педагогов работать с учениками, для которых другой родной язык», — говорит координатор

Опубликовано: 28.10.2023

Обучение учащихся-инородных языков имеет свою специфику. Речь идет не только об активном вовлечении их в процесс обучения. Учащимся и их родителям необходимо предоставить базовую и понятную информацию. Школьный психолог также может оказать поддержку. Школы могут получать субсидии на программы поддержки. Координатор по уходу за учениками OMJ Мартин Шук приводит примеры эффективных шагов из своего четырехлетнего опыта.

Иллюстративное фото / ФОТО: Freepik

Еще до начала конфликта в Украине примерно десять процентов учеников начальной школы профессора Швейчара в Модржанах в Праге имели другой родной язык (OMJ). Чаще всего это ученики, говорящие на вьетнамском, украинском или русском языках. Некоторые из них уже знают чешский язык настолько хорошо, что им не нужна поддержка во время обучения. Тем не менее, существует значительное количество учеников (51), которые получают поддержку. Он имеет три разные формы в зависимости от уровня языка. Для новичков без знания языка школа организует интенсивный курс чешского языка. Более опытные спикеры участвуют в занятиях, но вместо отдельных занятий они проходят индивидуальный курс чешского языка или занимаются с репетитором во второй половине дня.

Интенсивный утренний курс предназначен для вновь прибывших студентов, которым очень сложно изучать чешский язык. В течение трех месяцев они посещают четыре урока чешского языка в день с преподавателем. В общей сложности им предстоит пройти 240 часов интенсивной подготовки, чтобы затем продолжить обучение на чешском языке. Даже в течение этих трех месяцев они приходят в свой класс на несколько часов, чтобы пообщаться со своими чешскими одноклассниками.

В настоящее время курс финансируется из проекта Поддержка детей и школьников с ОМ на территории муниципалитета Прага 12 и школа планирует финансировать его из бюджета после окончания программы школ. Причины практические. Условия проекта не позволяют гибко реагировать на сложившуюся ситуацию. Например, он не касается детей, которые приходят в школу в то время, когда курс уже идет, а также фиксировано количество часов, которые должен пройти ученик.

Подробнее о проекте Поддержка детей и школьников с помощью OMJ на территории Муниципального совета Прага 12 [(14503)] :

«С 2020 года в районе Прага 12 реализуется проект, направленный на поддержку детей и школьников, говорящих на другом родном языке. В проекте участвуют Начальная школа и детский сад «Смолкова» в Праге 12, а также Профессорская начальная школа. Швейцара в Праге 12. В упомянутых школах поддерживается деятельность, ведущая к интеграции детей и учеников с другим родным языком (интенсивные курсы чешского языка, репетиторство учеников, в обеих школах работает двуязычный школьный ассистент). Проект реализуется под эгидой Департамента образования города Прага 12.

В 2021/2022 учебном году Начальная школа проф. Швейцара 12 также предлагает интенсивные языковые курсы для учеников других школ на территории муниципалитета Прага 12. Во время интенсивного курса ученики посещают школу, где им оказывается интенсивная языковая поддержка в течение четырех часов в день».

Источник: Поддержка детей и школьников с OMJ на территории Муниципального совета Праги 12: Прага 12

Курс проводится в классе, предназначенном для преподавания чешского языка как второго языка. Имеются необходимые игры, пособия и баннеры для облегчения обучения. Они популярны материалы и учебники НПО МЕТА,который уже долгое время систематически посвящается ученикам с OMJ.

Эти занятия проводит назначенный учитель, который преподает два-три часа в день. Учащиеся обычно занимаются индивидуально, иногда в парах. Поддерживаемый таким образом ребенок получает два-три часа в неделю, в течение которых он посвящает себя чешской грамматике и развитию словарного запаса по различным предметам - согласно действующему законодательству ученики имеют право на бесплатное языковое обучение и могут воспользоваться мерами поддержки. на основании рекомендаций школьной консультации в соответствии со статьей 16 Закона об образовании, подробнее см., например, в этих материалах:

Методика для иностранцев 2021-11-11.pdf, Министерство образования и культуры Чехии (msmt.cz)

Варианты поддержки детей и школьников с недостаточным знанием чешского языка (npi.cz)

Дневное обучение (также финансируемое за счет вышеупомянутого проекта) предназначено для наиболее способных учеников и проводится индивидуально или в небольших группах по три-пять детей. Они разделены на группы в зависимости от уровня владения чешским языком и возраста, чтобы группа могла хорошо функционировать.

Решение о том, какую поддержку получит ученик, школа будет принимать на основании педагогического диагноза. Это осуществляет классный руководитель совместно с координатором по работе с учениками OMJ, который начал работать в школе четыре года назад.

В группу поддержки, которая заботится об учениках с нулевым или низким начальным знанием чешского языка, также входят преподаватель чешского языка как второго и преподаватель, который проводит утренние индивидуальные уроки чешского языка. Школьный психолог также поддерживает учеников. После диагностики составляется план языковой поддержки, в котором на основании установленного языкового уровня ученика будет определено, какая поддержка и в каком объеме должна быть получена, метод ее оценки и график времени, т.е. ребенок должен уметь освоить какой предмет и когда.

Практический пример:

Если на уроке естественных наук обсуждается скелетная и мышечная система, в плане может быть указано, что учащийся должен научиться описывать человеческий скелет. Тогда его следует оценивать на основе его успеваемости и выполнения поставленных целей, а его знания не следует сравнивать с тем, что знают другие ученики.

Координатор по уходу за учениками OMJ Мартин Шук видит в этом самую большую проблему. «Мы постоянно учимся», — признает он. «Нам приходится много работать с преподавателями, чтобы они знали, как работать с планом языковой поддержки, мы стараемся анализировать допущенные с ними ошибки и учиться на них», — добавляет он. Некоторым учителям особенно сложно оценить ученика по индивидуальным успехам, не принимая во внимание уровень знаний обсуждаемого предмета и не сравнивая его с другими одноклассниками.

В школе было принято решение создать собственные планы языковой поддержки, в том числе для того, чтобы избежать длительных сроков приема на педагогическое и психологическое консультирование. Учеников отправляют туда только в том случае, если им приходится приступить к занятиям без ассистента. Получить его школа может только по рекомендации школьной консультации (педагогически-психологической консультации). К счастью, в начальной школе профессора Швейчара довольно много ассистентов, и такое случается нечасто. Таким образом, они могут немедленно начать систематическую поддержку, основанную на потребностях ученика.

Координатор по уходу за учениками OMJ Мартин Шук работает в школе уже четыре года. Он защищает языковую подготовку учеников, поддерживает учителей, контролирует выполнение планов языковой поддержки, общается с родителями и обеспечивает сотрудничество с некоммерческими организациями, такими как Центр интеграции иностранцев или МЕТА. Она уже давно занимается учениками, говорящими на другом родном языке, готовит учебные материалы, организует обучение учителей и предоставляет социальные консультации ученикам и родителям. Это также доступно на территории школы, куда регулярно раз в неделю приезжает социальный работник из этой организации.

Мартин Шук подготовил для новичков основную информацию о школе и ее функционировании на разных языках – вьетнамском, русском, украинском и английском. Здесь они найдут информацию о школьной системе, работе школьного клуба и столовой, важные документы, контакты или, например, информацию о необходимых пособиях по отдельным предметам.

После первой встречи с директором школы, на которой согласовывается начало, ученик и его родители посещают встречу с классным руководителем, на которой в идеале также присутствует координатор. При необходимости они также предоставят переводчика.

Классный руководитель выбирает одного ученика покровителем новичка. Его роль заключается в том, чтобы новый одноклассник, который еще не знает второго языка и плохо знаком с работой школы, быстро сориентировался и ему было к кому обратиться, если он с чем-либо не знает, как справиться. Это также должно предотвратить ситуации, когда ученик с OMJ не может найти занятие из-за изменения расписания, не узнает о пропуске занятия и т.п.

До пандемии COVID-19 школа организовывала информационные встречи для родителей вновь прибывших детей с OMJ в стиле классных собраний, где было где спросить что угодно и прояснить любые неясности.

По словам Мартина Шука, у родителей самая большая проблема сориентироваться в школьной программе по общению школы и семьи. Бакалавриат и с извинениями за отсутствие детей. Вот почему важно решать эти проблемы с самого начала. Также необходимо уточнить способ связи, чтобы вся необходимая информация дошла до родителей.

Интеграция

Время, необходимое детям для интеграции и освоения языка, очень индивидуально. По словам Шука, маленькие дети быстрее теряют застенчивость и быстрее интегрируются в коллектив. У учеников второго уровня ситуация сложнее: у каждого учителя свои требования и им труднее сориентироваться. В более старшем возрасте им также сложнее интегрироваться в уже сформировавшийся коллектив.

Переход в среднюю школу

Наименее завидное положение у учеников с OMJ, которым предстоит вступительные экзамены в среднюю школу. Если их интересует поступление на аттестат зрелости, они должны сдать единый вступительный экзамен по чешскому языку. В нашей стране это прощают только тем, кто ходит в школу в Чехии меньше года. Однако для детей, поступающих, например, в восьмой класс, экзамен очень сложен, и у них лишь небольшой шанс сдать его, чтобы быть принятым.

Мартин Шук работает с учениками OMJ девятого класса. Он консультирует их по выбору школы, помогает с бюрократией или, например, с поиском подготовительных курсов. «Мы помогаем студентам, которые приехали в Чехию позже и не смогли сдать единый экзамен по чешскому языку, найти интересные направления обучения, которые можно легко закончить с получением аттестата о среднем образовании. Например, со временем можно легко перейти от профессии электрика к промышленному училищу, или, например, кондитеры, которых принимают без экзаменов, сотрудничают с другим учебным заведением, которое также предлагает более сложные специальности», — говорит Шук. Например, столярное дело также является популярной сферой. «У детей есть амбиции, и мы стараемся поддерживать их и направлять таким образом, чтобы у них была возможность их реализовать», — добавляет он.

rss